Заключительная конференция



27 - 29 марта в Академии последипломного образования в Минске состоялась Заключительная конференции белорусско-немецкого проекта




"Партнерская сеть Школ устойчивого развития:
межрегиональное сотрудничество и устойчивые изменения"


Организаторы: ГУО «Академия последипломного образования», Минский международный образовательный центр имени Й. Pay, ГУО «Гимназия № 19 г. Минска», УО «Могилевский государственный областной институт развития образования»


Участники: 
— команды учреждений образования Республики Беларусь - участники Проекта; 
— представители Министерства образования Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды; 
— представители институтов развития образования, районных и областных структур управления образованием; 
— представители международных проектов в области образования в интересах устойчивого и образования взрослых; 
— представители средств массовой информации



Пленарные заседания: 
  • Легитимизация институтов ОУР как механизм устойчивого развития образования и инновационных социальных практик - Александр Иванович Жук, доктор педагогических наук, профессор, Первый заместитель министра образования Республики Беларусь 
  • Проект «Партнерская сеть Школ устойчивого развития: межрегиональное сотрудничество и устойчивые изменения»: история развития практик образования в интересах устойчивого развития и школьных Местных повесток - 21 - Надежда Владимировна Самерсова,кандидат педагогических наук, доцент, координатор проектов по ОУР Минского международного образовательного центра им. Й. Pay 
  • Сетевое взаимодействие - условие становления коллективного субъекта управления региональными практиками образования в интересах устойчивого развития и школьных Местных повесток - 21 - Нина Николаевна Кошель, кандидат педагогических наук, доцент, руководитель проекта «Партнерская сеть школ устойчивого развития: межрегиональное сотрудничество и устойчивые изменения»; София Борисовна Савелова, доцент кафедры педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия последипломного образования», официальный представитель Международной инициативы «Хартия Земли» в Беларуси 
  • Международное сотрудничество и партнерство как ресурс интеграции идей образования в интересах устойчивого развития в практику регионального сотрудничества - Дмитрий Карпиевич, координатор Программы поддержки Беларуси 
  • Ресурсный центр Партнерской сети школ устойчивого развития как / субъект организации межрегионального сотрудничества и устойчивых изменений образования и социальных практик регионов - Светлана Владимировна Биран, директор ГУО «Гимназия г. Ветки», руководитель Ресурсного центра комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития малых городов Беларуси 
  • Проект «Партнерская сеть Школ устойчивого развития: межрегиональное сотрудничество и устойчивые изменения»: опыт и достижения — Анатолий Владимирович Муравьев, директор ГУО «Гимназия № 19 г. Минска», руководитель Республиканского ресурсного центра комплексной поддержки образования в интересах устойчивого развития и школьных Местных повесток 
  • Технологии и ресурсы повышения эффективности межрегионального взаимодействия и сетевой кооперации школ: состояние и перспективы развития - Инесса Владимировна Зубрилина, эксперт проекта «Партнерская сеть школ устойчивого развития: межрегиональное сотрудничество и устойчивые изменения», победитель конкурса «Учитель года Республики Беларусь»

Социально-значимые инициативы гуо «гимназия-колледж искусств г. молодечно» как фактор Устойчивого развития местного сообщества



Посмотреть презентацию

Е.В.Храмцевич
ГУО «Гимназия-колледж искусств г.Молодечно», заместитель директора по учебно-методической работе

Миссия школы — инициативного центра устойчивого развития (УР) региона связана с содействием повышению качества жизни людей и обеспечением в развития человеческих ресурсов и инновационных практик региона. Обеспечение собственной практики образования в интересах устойчивого развития (ОУР) и оказание (как условие ее организации) помощи другим позволяет школе не только расширить сферу своего влияния, но и стать в регионе ресурсным центром комплексной поддержки ОУР.
С сентября 2012 года ГУО «Гимназия-колледж искусств г.Молодечно» осуществляет инновационный проект «Внедрение модели комплексной поддержки педагогических инициатив как ресурса развития учреждения образования» (научный консультант – А.В.Воронов, старший преподаватель кафедры педагогики и менеджмента образования АПО).
Актуальность инновационной деятельности обусловлена необходимостью:
обновления повседневной  жизни  образовательной организации – центра комплексной поддержки педагогических инициатив Молодечненского региона;
разработки организационной модели социально активной деятельности учреждения образования на основе развития системы самоуправления;
восстановления  и сохранения в образовательном процессе коммуникации участников гимназического сообщества как условия обеспечения эффективности их взаимодействия в интересах становления активной гражданской позиции;
реализации потребностей  учащихся  в освоении методов построения конструктивных отношений со сверстниками,  учителями,  родителями, представителями местных органов власти, научных и производственных структур, общественных объединений, населением;
обеспечения высокого качества образования каждого учащегося[3].
Деятельность по управлению педагогическими инициативами в системе комплексной поддержки организована в соответствии с процессами восхождения и реализации инициатив, способствует наращиванию человеческих ресурсов развития.
Совместный поиск с подрастающим поколением новых путей разрешения комплекса существующих в регионе экологических, экономических и социальных проблем, включение учащихся в процессы их преодоления есть важнейшие составляющие эффективной практики образования в интересах устойчивого развития, предполагающей осуществление компетентностного подхода в создаваемой системе «обучения действием»[5].
Социальная активность – это деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности и способствующая решению общественных задач (Т.Н.Мальковская); социальная активность зависит от уровня культуры общественных отношений, характера развития в человеке общественных начал (О.Д.Чугунова).
Инициатива или проявить инициативу? По мнению педагогов и учащихся ГУО «Гимназия-колледж искусств г. Молодечно» это: рефлексия; желание что-то изменить; умение проанализировать ситуацию, определить цель, поставить задачи, смоделировать способ достижения целей, проинвентаризировать ресурс и найти дополнительные ресурсы. Как итог - попытаться что-то сделать.
Как побудить взрослого или ребенка проявить инициативу?  У каждого  есть желание или нежелание изменить мир вокруг себя; есть право на отказ и осознание наличия у него права иметь мнение, права что-то делать по своему желанию. 
В 2012/2013 учебном году определены организационно-управленческие ресурсы становления активной гражданской позиции участников гимназического сообщества, к которым относятся Фестиваль детско-взрослых инициатив в интересах устойчивого развития Молодечненского региона, Интернет-клуб «Паутина.arts» , клуб волонтеров «Спешите делать добро», клуб выходного дня «МаДамочки», бизнес-компания учащихся «Art.biz».
С 2012 года в гимназии-колледже искусств проходит Фестиваль детско-взрослых инициатив в интересах устойчивого развития Молодечненского района (в 2013 году Фестиваль проводился в рамках Недели устойчивого развития – 2013).  Основная форма Фестиваля: представление и защита инициатив по изменению жизни каждого через влияние на среду прямого воздействия – социум.        
Тематика дней: «Мы и здоровая окружающая среда», «Мы и здоровое окружение», «Мы и технологии, которые используем»,  «Мы среди людей, творящих историю», «Мы - агенты перемен в интересах устойчивого развития».
В рамках дня «Мы - агенты перемен в интересах устойчивого развития» в 2013 году учащимися 9-ых классов и 1 курса колледжа проведены городской интерактив «Поговори со мной!», направленный на привлечение внимания общественности на взаимоотношения родителей и детей. Советом гимназистов и учащимися 6 и 7 классов проведены городской флеш-моб  «Чистый дом, подъезд, город – чистая планета» и акция «Чистый городской парк - чистая планета!».
Таким образом, проведение Фестиваля позволяет создавать условия для становления активной гражданской позиции участников гимназического сообщества: доступность для участия ребенка в системе принятия решений, включенное участие, партнерство, детско-взрослая общность, возможность включения в сеть или в сетевое сообщество, стимулирование инициатив, создание условий для коммуникации. Основой успешности реализации инициатив являются:  материалы, задания, консультации, дорожные карты.
Результативность воспитательных усилий по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни во многом зависит от характера взаимодействий с окружающей действительностью. Чем шире практика взаимодействия с окружающим миром, тем доступнее и понятнее для них этот мир.  Чтобы учащийся интернатного учреждения легче адаптировался, нужно уже в школе помочь ему приобретать определённые правила поведения, давать ему определённые навыки, закалять его и готовить к самостоятельной жизни. 
Ещё в 2010/2011 учебном году завязалось сотрудничество ГУО «Гимназия-колледж искусств г.Молодечно» с «ГУО "Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат  № 2 для детей с нарушениями зрения" Минской области и тогда же созрела идея создания волонтёрского клуба «Партнёры будущего» руководитель Годлевская Ж.Л.). Девиз клуба: «Спешите делать добро!». Цель этой инициативы: способствовать интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современное общество.
Участниками клуба оказывается помощь детям-инвалидам ЦКРОиР, детям, оставленным родителями в роддоме, детям, находящимся на лечении в хирургическом отделении детской больницы г.Молодечно, кроме этого проводятся мастер-классы с вышеуказанной категорией. Важным условием эффективности взаимодействия гимназии-колледжа искусств г.Молодечно с партнерами является достижение полноты общения детей и подростков, расширение контактов, взаимодействия взрослых и детей как основы педагогического общения.
Деятельность клуба в 2013/2014 учебном году отмечена дипломом победителя республиканского конкурса «Земля-наш дом!».
В декабре 2013 года в гимназии-колледже проведена Ярмарка молодежных инициатив, главной целью проведения которой стало рекламирование инициатив учащихся, педагогов и родителей,  направленных на привлечение внимания к экономическим, социальным и экологическим проблемам жизни в Молодечненском регионе. В рамках данного мероприятия было представлено 28 инициатив по изменению мира вокруг себя.
В наших планах – расширение сотрудничества с районным Советом народных депутатов по пропаганде идей устойчивого развития среди населения Молодечненского региона, Местным благотворительным фондом «Наследие М.-К. Огинского» по поддержке юных художников, кинотеатром «Родина» по проведению совместных акций.
Мы планируем проведение Передвижного фестиваля детско-взрослых инициатив в интересах устойчивого развития, сущностью которого станет «ползучая» («перемещаемая») неделя устойчивого развития молодежных инициатив, пропагандирующая идеи УР среди населения. В рамках недели обязательно участники будут проводить флеш-мобы, интерактивные представления, акции в разных уголках Беларуси и, возможно, Германии, Литвы, Латвии.
Таким образом, выращивание  «агентов перемен», прежде всего в самом учреждении, дает возможность включать местное население, представителей общественных организаций и местной власти в решение вопросов устойчивого развития района через реализацию социально-значимых проектов.
Включение в деятельность по социальному проектированию не только подростков, но и педагогов и родителей повышает значимость такой деятельности для учащихся, что способствует, в свою очередь, повышению их социальной активности и развитию активной гражданской позиции, и, следовательно, формирует компетенции в области рационального природопользования у всех членов гимназического сообщества.

Список использованных источников

1.     Партнерская сеть школ устойчивого развития [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.agendaschools.net/
2.     Филипович, Е.В., Хазикова, О.Ю., Храмцевич Е.В. В интересах устойчивого развития/ Е.В.Филипович, О.Ю.Хазикова, Е.В.Храмцевич// Образование Минщины.-2013.- №6.- с.6-8.
3.     Хазикова,О.Ю., Храмцевич,Е.В. Комплексная поддержка педагогических инициатив – условие деятельности ГУО «Гимназия-колледж искусств г.Молодечно» как ресурсного центра образовательных практик в интересах устойчивого развития/ О.Ю.Хазикова, Е.В.Храмцевич// II Республиканские педагогические чтения «Инновационные тенденции в современном образовании» (Минск,15-16 ноября 2013 года) [Электронный ресурс]/ Министерство образования РБ.
4.     Хазикова,О.Ю., Храмцевич,Е.В. Деятельность ресурсного центра развития образовательных практик по обеспечению комплексной поддержки педагогических инициатив/ О.Ю.Хазикова, Е.В.Храмцевич// Сборник материалов научно-практической конференции «Образование в интересах устойчивого развития – условие и механизм становления субъектности и сотрудничества участников образовательной деятельности». – 2013.

5.     Савелова, С. Б. Учимся проектировать деятельность социально активной школы/ С.Б.Савлова // Адукацыя i выхаванне. – 2009. – № 6. – с. 47 – 50.

Комментариев нет:

Отправить комментарий